Пояснительная записка.
Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх), одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность целеустремленность настойчивость в достижении цели и т.п.). Все это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т.п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
В данном пособии подобраны задачи на все возраста по 3 разделам:
- конструирование из строительных материалов, геометрических фигур
- конструирование из природных и бросовых материалов
- конструирование из бумаги
Также перечислены все материалы, необходимые для проведения занятия.
В первой младшей группе дети работают только со строительным материалом. Занятия проводятся 1 раз в две недели. Младшие дошкольники осваивают следующие приемы:
- накладывать кирпичики или кубики друг на друга ( н-р, башня)
- укладывать кирпичики по горизонтали на широкую и узкую стороны (н-р, дорожки, поезд, загородки)
- ставить кирпичики вертикально на меньшую плоскость (н-р, дом)
Во второй младшей группе занятия также проводятся 1 раз в две недели, основным методом обучения является использование образца построек, его анализ. Дети осваивают такие приемы, как:
-соединять кирпичики, располагая их на плоскости в один и два ряда, (дорога для машин, трамвайная или железнодорожная линия), вертикально в ряд или замыкая пространство (загородка, лодка, садик)
В средней группе добавляется конструирование из природных и бросовых материалов, во второй половине года -конструирование из бумаги. Занятия проводятся 1 раз в две недели. Дети
-учатся сооружать постройки разных размеров, высоты, отбирать детали по величине, форме, цвету, по устойчивости
-учатся запоминать последовательность выполнения постройки
-знакомиться с новыми деталями набора (пластинами короткими и длинными, широкими и узкими, цилиндрами и брусками), учить правильно называть их, употреблять в соответствии с их конструктивными свойствами
- учатся сгибать бумагу пополам,
В старшей и подготовительной группах задачи решаются по всем трем разделам и занятия проводятся каждую неделю.
При работе со строительным материалом в старшей группе вводится принцип замены одних деталей другими, продолжается обучение детей умению коллективно выполнять задания, предлагать детям условия, которые требуют решения несложных конструктивных задач, научить решать их самостоятельно. Работая с бумагой, детей учат сгибать лист вчетверо, в разных направлениях (по диагонали квадрата, прямоугольника, по средней линии треугольника, по диаметру круга), хорошо заглаживая сгибы, сгибать по начерченным воспитателем линиям, учат готовить выкройку и делать из нее игрушку.
В подготовительной группе детей учат планировать деятельность, работать коллективно: учить сооружать не только комплексные постройки-когда каждый ребенок сооружает свой объект в соответствии с определенным сюжетом, но и коллективные, когда одну постройку выполняют несколько детей. Также детей учат различным способам оформления конструкций, изготовлению игрушек по принципу оригами и осваиванию новых способов работы с бумагой: складывание квадратного листа бумаги на 16 маленьких квадратиков, изготовление выкройки разных игрушек, деление листа бумаги по диагонали, черчение круга с помощью шнурка и карандаша, изготовление игрушек путем складывания листа бумаги в разных направлениях, изготовление бумажных объемных форм.
С целью закрепления полученных знаний и навыков и развития у детей памяти, воспитатель организовывает дополнительные занятия в режимных моментах и в свободной деятельности.
Комплекс образовательных задач в первой младшей группе.
Комплекс образовательных задач по конструированию во второй младшей группе
Комплекс образовательных задач по конструированию в средней группе
Комплекс образовательных задач по конструированию в старшей группе
Комплекс образовательных задач по конструированию в подготовительной группе
|